лазури лишаи и солнечную слизь (dmmuzalev) wrote,
лазури лишаи и солнечную слизь
dmmuzalev

документальность как оправдание

Хорошая история для того, чтобы еще раз подумать о документальности в фотографии.

Краткий пересказ: выпускница ВГИК сняла документальный фильм с душераздирающим (как водится) сюжетом, он получил хороший прокат на фестивалях и чуть ли не призы, а потом выяснилось, что фильм-то ... не документальный.

По ссылке телевизионный ролик, в котором журналисты (они уже знают) берут у режиссера интервью (она еще не знает), и в какой-то момент резко раскрывают карты. Девушка сразу пасует, но тут прямо из документальной ткани сюжета (приличная квартира, приличная девушка, камеры в кадре обозначают род занятий) материализуется хтоническая мама и говорит примерно следующее:

"девочка [героиня фильма - прим. от меня] добровольно свои собственные телеги рассказала, но - в заданной ситуации"

Это откровение для тех, кто способен понять. Она не хотела, просто вырвалось.

Пять лет назад я был максималистом: считал, что достоинства фотографии следует проверять вопросом "а если бы это был фотошоп?". С тех пор боевого задора у меня поубавилось, но нисколько не прибавилось понимания, каким образом глуповатость, пошловатость и неряшливость превращаются во что-то иное благодаря закадровой конвенции, заставляющей зрителя делать вид, что он считает, что это было на самом деле. Но ведь превращаются! И даже в моем собственном восприятии, хоть я и не нахожу этому никаких разумных оправданий. И в самом деле: не может быть никакой документальности кроме как "в заданной ситуации". Разве что бесконечная запись камеры наблюдения, на которой ничего не происходит.

Ответ-то лежал на поверхности, но как-то страшно его проговорить вслух. "Документальность" - всего лишь одна из сложившихся изобразительных эстетик, и как любая эстетика она действует (или не действует) на подготовленного к ней зрителя сама по себе, ей не нужно оправданий. Если это хороший фильм (не знаю, не видел), его можно смотреть, уже зная, что "на самом деле" этого не было. Надо только освободиться от привычки использовать как критерий эстетику, сложившуюся в секторе игрового кино.

Правда не в факте, а в подлинности, а эта категория находится целиком в поле художественного.


ПС раз: врать в любом случае не хорошо.

ПС два: если кому интересно, вот документальный фильм , на примере которого удобно понастраивать своё восприятие на установку "а не всё ли мне равно, до какой степени это всё было на самом деле".
(знакомиться с аннотацией не рекомендуется)
Tags: впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments